Форум » Коллеги... » Владислав Борисович Пази » Ответить

Владислав Борисович Пази

Клавуша: Режиссер. В июне прошлого года, в антракте спектакля "Приглашение в замок", купила я вот эту книгу Все откладывала с чтением, думая, что это от меня не убежит. Но 13 мая 2006 года ушел из жизни замечательный человек Пази и теперь для меня все будет уже "слишком поздно". Банально "лучше поздно, чем никогда" становится единственно возможным для его зрителей. Цитирую http://jeanix.livejournal.com/ Транзит под названием жизнь В предисловии автор задаётся вопросом – кому могут быть интересны эти театральные байки минувших лет, «осколки давно ушедшей жизни в ушедшей в небытие стране»? И всё-таки, думаю, 700 читателей (таков тираж) у этой книги найдутся. Я открыл эту книгу, чтобы полистать и … обнаружил себя через несколько часов уже прочитавшим её. Читается она легко, в один присест. Пази, конечно, режиссёр не первого ряда, но у него есть редкая черта – он умеет кратко, буквально с помощью нескольких фраз описывать спектакли так зримо, что как бы начинаешь видеть их. Книга мозаична, как мозаична жизнь автора – детство, театральные кружки, учёба в театральном институте, учителя – Суслович, Сулимов, Товстоногов, работа в провинциальных театрах – Северодвинск, Владимир, Бишкек, Петрозаводск, Омск, Мурманск, такой сплошной театральный транзит, длиной в 25 лет. Санкт-Петербург конца ХХ – начала ХХI века (Театр Комиссаржевской, Театр Ленсовета) – это главы ещё не написанной (и не дописанной) им книги. Мемуарист ведёт свой рассказ не в хронологическом порядке, а свободно перемещаясь по пространству своих воспоминаний из Бишкека начала 90-х в Ленинград 60-х, а оттуда во Владимир 70-х и далее. Почти на всех фотографиях, помещённых в книге, Пази улыбается, и есть ощущение, что вот эта его улыбка растворена и в его тексте, он рассказывает о себе, о своей жизни, о своих триумфах и о своих провалах с доброй улыбкой, с лёгкой иронией, не приукрашивая себя и не стараясь выглядеть всё знающим и понимающим мудрецом. Театр и жизнь Самые интересные страницы книги – это пересечения театра и жизни. Спектакль «Три сестры» в бишкекском театре В.Пази начал репетировать летом 1991 г., а премьера была сыграна уже тогда, когда Киргизия вдруг превратилась в заграницу, и когда играли 4-й акт, в котором провинциальный город покидает полк, «уходят наши», в это время по улице мимо театра из Киргизии уходили войска, их выводили в Россию. Помню на форуме www.teatr.ru одна форумянка из Таллинна рассказывала про «Три сестры» Ю.Ерёмина, спектакль тоже начала 90-х: режиссёр одел офицеров (Вершинина, Федотика, Солёного, Родэ и др.) в морскую форму (в Таллине была одна из крупнейших баз Советского Военно-Морского флота), и когда «наши уходили» в финале 4-го акта, зрители в зале рыдали – настолько сильным было потрясение от этого соединения театра и жизни – эти люди в зале, их семьи, тоже уходили из Таллинна. Но это потрясение Ерёмин изначально проектировал ещё на этапе замысла. В бишкекском спектакле пересечение произошло вроде бы как самопроизвольно, спектакль задумывался до 19 августа 1991 г. Причём Пази пишет, что острее всего задевало не буквальное совпадение текста и происходящего на улице, а разлитая в пьесе и спектакле тема поражения русской интеллигенции и ощущение поражения у русских людей, живших в то время в Киргизии, да и в других союзных республиках. Есть предположение, что театр, старые пьесы, обладают каким то тайным знанием, которое иногда вдруг приоткрывается через них людям. Вот такие пересечения пространства театра с пространством жизнью более всего ценил великий Товстоногов. Товстоногов В последние 3-4 года вышло много воспоминаний о Товстоногове (С.Юрский, Д.Шварц, В.Рецептер, А.Кац,…) и даже книга в серии ЖЗЛ. Пази рассказывает о своём Товстоногове, он учился у него в режиссёрской лаборатории в 70-е, был на многих его репетициях в БДТ («Тихий Дон», «Пиквикский клуб», «Три мешка сорной пшеницы», …). Он сравнивает его репетиции с игрой на великолепно настроенном фортепиано – настолько актёры его чувствовали и понимали, настолько Он чувствовал пьесу и своих актёров. Товстоноговские спектакли поражали помимо всего прочего единственно верными интонациями театральных персонажей, в его спектаклях всегда присутствовало вот это «золотое» пересечение театра и жизни. Товстоногов предстаёт в воспоминаниях Пази человеком колоссальной интуиции и импровизационного самочувствия. А еще мне бы хотелось предложить вот это интервью с Пази, там будет несколько слов о Бишкекском театре. Может быть когда-нибудь тема получит свое продолжение... Интервью

Ответов - 9

Elisa: Пази... Для меня это театр Ленсовета, потому что театр Владимирова я не застала... Пази - это и Аня Ковальчук, и Андрей Зибров, и Константин Хабенский с Мишей Пореченковым. Пази - это Бутусов... Для меня Пази - целый мир, котоырй он открыл мне через свой талант, через детище своего таланта... Я не знаю, что сказать, честно, еще... И у меня сохранился его последний автограф. Как здорово, что я все-таки тогда подошла и поблагодарила его за все его постановки. Хоть как-то выразила свою благодарность...

Клавуша: Да, я теперь вспоминаю эту нашу встречу с Пази как что-то неслучайное. Помнишь, как он замечательно воспринял наше "Спасибо!" :) Ответил - "Вам нравятся мои спектакли?" и лукаво улыбнулся. Светлое воспоминание осталось и еще автограф у Элизы в книжке :)

kenga: Elisa пишет: Пази - это Бутусов... В смысле??


Elisa: kenga В том смысле, что именно в театре Пази я впервые познакомилась с творчеством режиссера Юрия Бутусова

kenga: Elisa пишет: с творчеством режиссера Юрия Бутусова ой, сорьки!! а я всё о своём... я подумала, что ты о Вячеславе Бутусове...

aupie: Elisa , расскажи плиз как прошло всё 13 мая?

Elisa: Все прошло спокойно, тихо. Было показаны отрывки из интервью Владислава Борисовича, выступали его коллеги по режиссерскому цеху, в конце вышла его жена (актриса Лидия Ледяйкина), всех поблагодарила... Было очень грустно, что такой человек ушел из жизни, Питер потерял многое...

Клавуша: Кто-то сказал, что не знает как долго будут помнить Пази. Сергей Мигицко вышел уже под занавес и очень в сердцах сказал, что его, Пази, будут помнить здесь, в этом Доме, всегда! Он сказал это резко и обидчиво, но это правда, этот человек будет помнить Пази всегда. Может быть не стоило, тем более Пази не любил и никогда не был пафосным, но это была правда, о памяти :) Этой памяти останется на нескольких человек, да Пази и не был громок. На премьере последнего его спектакля, мне посчастливилось, публика была...удивлена. Никто не тянул из души зрителя эмоции, все было умно и тонко, Ибсен был выведен из мрака декораций, Гедда Габлер - хрупкая статуэтка Елена Комиссаренко и Пази, вызванный на поклоны.... Последнее мое с ним свидание... А 13го мая, одна из говоривших о нем актис, Татьяна Кузнецова из "Комиссаржевки" вспоминала как он ставил в этом театре "Даму с камелиями". Татьяна, вечно опаздывающая, прибежала на репетицию кое как собравшись, не успев ни с прической, ни с макияжем... Владислав Борисович не сказал ни слова, актеры приступили к репетиции. А после Пази подвел Татьяну к зеркалу, она пунцовая от стыда, взглянула на отражение и..., перед ней стояли элегантный мужчина удивительной осанки, в элегантном костюме и она.... Пази сказал ей - "Таня, Вы собираетесь играть Даму... с камелиями..." И все... Ни одного порицательного слова. И она сыграла, 200! спектаклей.

aupie: Elisa , Клавуша спасибо за отзыв!



полная версия страницы